Обращаюсь к Вам по вопросу, актуальному для многих сибирских (и не только) регионов Российской Федерации в летнее время. Речь идет о лесных пожарах, которые в 2022 г. стали большой проблемой для Красноярского и Алтайского краев, Омской, Новосибирской, Курганской и Иркутской областей, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) и других субъектов РФ.
Такие пожары не только оказывают негативное влияние на экономическое и экологическое положение регионов, но и всерьез угрожают как жизни и здоровью людей, проживающих рядом с пожароопасными территориями, так и их домам. По информации ИСДМ-Рослехоз, с начала года в России пожары так или иначе охватили область более чем в 8.2 млн гектаров (https://public.aviales.ru/main_pages/openform1.shtml?2022-08-16).
В текущем 2022 году сезон лесных пожаров постепенно подходит к концу. Кроме того, Министерством природы 12 августа 2022 г. были опубликованы обновленные Правила тушения пожаров (Приказ Минприроды от 01.04.2022 № 244), которые вступят в силу в марте 2023 г., перед новым сезоном лесных пожаров. Указанные Правила содержат в себе положения, существенно уменьшающие объем лесных площадей, которые можно относить к так называемым «зонам контроля» (фактически – удаленным территориям, где лесные пожары разрешается не тушить). Помимо этого, такие зоны теперь не должны примыкать к населенным пунктам, а также некоторым объектам – транспортной инфраструктуры, обороны, трубопроводам и др.
Данные изменения, вероятно, позволят ощутимо сократить объем пожаров, которые останутся без тушения, нанося урон окружающей среде и прилегающим территориям. Вместе с тем, на уровне российских регионов по-прежнему не решены множественные проблемы, которые уже в этом году привели к пожарам в Сибири и других районах – и, если они останутся нерешенными, пожароопасный сезон 2023 г. может принести катастрофические разрушения, ухудшить экологическую обстановку в регионе, угрожать жизни и здоровью его жителей.
Одной из проблем является недостаточность мер, принимаемых региональными властями относительно предупреждения пожаров – в частности, по заявлению главы Рослесхоза, в субъектах РФ слишком поздно открывается пожароопасный сезон (https://www.kommersant.ru/doc/5513649). Это ведет к тому, что техническое обеспечение противопожарных мероприятий запаздывает – к моменту «разгорания» пожаров отсутствует авиационное и иное патрулирование в территориях, уже охваченных огнем, что приводит к ухудшению контроля над территориями, где огонь уже уничтожил огромные площади леса.
Другой проблемой в сфере тушения лесных пожаров, возникающих на уровне отдельных регионов, являются вопросы финансирования профилактики и тушения лесных пожаров. Несмотря на то, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» тушение лесных пожаров (за рядом исключений) относится к зоне ответственности субъекта РФ, финансирование на тушение лесных пожаров выделяется как из регионального бюджета, так и из федерального. Так, в рамках программы по сокращению площадей пожаров в наиболее пожароопасных регионах вдвое до 2030 г. (в отдельных субъектах - до 2025 г.) из федерального бюджета на эти цели в 2022 г. выделено 14.2 млрд руб против 6 млрд в прошлом году. Вместе с тем, как заявил глава Минприроды, отдельные регионы после получения увеличенного федерального финансирования снизили объем средств, поступающих на борьбу с лесными пожарами из регионального бюджета. Как видится, такая попытка «сэкономить» бюджетные средства региона препятствует эффективной борьбе с распространением пожаров на территории региона (с учетом того, что выделенных 14.2 млрд рублей из федерального бюджета также явно недостаточно).
Не менее важной проблемой является также использование опасных методов предотвращения возможных лесных пожаров, традиционно используемых в регионах. К ним относятся такие мероприятия как сельскохозяйственные палы (целенаправленные сжигания сухой травы, сорняков, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения), контролируемые профилактические выжигания (хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на землях лесного фонда), сжигание порубочных остатков на вырубках. Несмотря на то, что все эти способы не просто разрешены законодательно, но и строго регламентированы в целях недопущения пожаров, фактически они проводятся без соблюдения должных мер предосторожности, строго закрепленных в правовых актах Минприроды, или без соблюдения требований к сезону проведения (в частности, сжигание порубочных остатков на вырубках разрешено проводить только весной, зимой или осенью под контролем лесозаготовителей – в реальности они почти бесконтрольно проводятся в пожароопасный период). В свете этого особенно важным вариантом предотвращения возможностей для начала возгорания является строгое соблюдение всех установленных правил, связанных с профилактикой лесных пожаров. Более того, небрежные действия служат «антирекламой» для населения: видя, что государственные службы не заботятся должным образом о пожарной безопасности при проведении профилактических мероприятий, граждане и сами перестают соблюдать противопожарные меры, что при фактическом отсутствии контроля на огромных лесных территориях может стать причиной возгораний.
Важной остается также проблема привлечения человеческих ресурсов к тушению пожаров. Отчасти эта проблема лежит в экономической плоскости, поскольку недофинансирование мешает достаточному найму лесничих и иных специалистов, следящих за лесом. Однако на текущий день определенную роль играют также волонтеры, которые могли бы не только заниматься непосредственно тушением пожаров, но также проводить общественно-образовательную работу с населением, проживающим недалеко от пожароопасных районов, которая была бы направлена на снижение числа действий, приводящих к возникновению пожара. Вместе с тем, такая коммуникация региональных властей и потенциально заинтересованного в подобного рода волонтерстве населения невозможна без активных действий со стороны властей региона, которые могли бы воплотить в жизнь мотивационные механизмы для потенциально желающих принять участие в мероприятиях, связанных с профилактикой и непосредственным тушением пожаров.
В связи с вышеизложенным, в целях улучшения профилактики лесных пожаров на территории региона и выработки методов эффективной борьбы с такими пожарами, прошу Вас:
В ответе на данное обращение изложить возможные варианты мер, которые, на Ваш взгляд, могут быть приняты региональным парламентом для снижения степени распространения лесных пожаров на территории региона в 2023 г.;
Сообщить о наличии в регионе государственных программ, направленных на привлечение волонтеров, деятельность которых была бы связана с тушением и профилактикой лесных пожаров;
Сообщить о мерах социальной и государственной поддержки в регионе, предусмотренной для лесничих и иных специалистов в сфере охраны леса и мониторинга его противопожарного состояния;
На ближайшем заседании регионального парламента обсудить и строго обозначить дату открытия пожароопасного сезона в регионе в 2023 г., очертить и реализовать круг действий, который необходимо начать выполнять к указанной дате (в частности, обеспечить авиационное патрулирование пожароопасной территории);
Инициировать среди коллег по региональному парламенту рассмотрение возможности увеличения финансирования из бюджета региона мероприятий по противопожарной безопасности в лесах при следующем обсуждении бюджета региона;
Совместно с коллегами по региональному парламенту обсудить вопрос возможных мер для профилактики пожаров, а также составить обращение к руководителю органа исполнительной власти в регионе, подчиненного Рослесхозу, с просьбой озвучить предложения и предпринимаемые меры в сфере безопасной профилактики лесных пожаров в регионе.